Храм преподобного Серафима Саровского

Тверская и Кашинская епархия

По благословению митрополита
Тверского и Кашинского Саввы

История Казанской (Волынской) иконы

Ныне известно, что Казанская (Волынская) икона Божией Матери с начала XIX столетия пребывала в Успенской единоверческой церкви, возведенной тверскими старообрядцами в 1799-1801 г.г. на берегу реки Соминки, над могилой местночтимого юродивого Макария Гончарова. Образ был выполнен не позднее второй половины XVIII века (изображение перстов благословляющей руки Богомладенца говорит о том, что неизвестный нам иконописец принадлежал к старообрядческой традиции). В первые годы советской власти Успенская единоверческая церковь была настоящей твердыней для «тихоновцев», для всех тверичей, кто остался верен избранному на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 г.г. Патриарху Всероссийскому и не поддался обновленческому движению, агитации сторонников «Живой Церкви». Сюда, лишенный 29 сентября 1936 года регистрации и получивший от городского начальства официальный запрет на свое архипастырское служение, фактически перенес свою кафедру владыка Фаддей (Успенский). Только в Успенской единоверческой церкви и Неопалимовской церкви в Затверечье по воскресным и праздничным дням он еще имел возможность совершать богослужения, так как остальные храмы города были уже закрыты или отняты у епархии «живоцерковниками».

Священномученик Фаддей  
Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, был убит в Калининской городской тюрьме 31 декабря 1937 года.

Успенская единоверческая церковь устояла во время боевых действий на рубеже Соминки (в октябре-декабре 1941 г. здесь проходила линия фронта) и открылась уже в 1943 году для православных богослужений. Городские власти помогли выполнить необходимый ремонт. При этом главку на церкви разобрали, исчезли погост и ограда вокруг нее. В лихолетье многие древние иконы пропали, некоторые оказались в запасниках Калининского краеведческого музея. Но один образ Казанской Божией Матери, пребывавший в Успенской церкви послевоенной поры, не забыт жителями Твери и сегодня. Замечательная икона, с которой Богородица смотрела «как живая», милостивым и каким-то необычайно теплым ликом буквально притягивала внимание приходящих сюда. Казанский образ весь был в обрамлении драгоценных украшений, принесенных верующими и вспомнившими о вере людьми для Царицы Небесной, усердным заступничеством Которой они получали утешение. Храм на Соминке действовал два десятилетия и пал жертвой хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь.  
 
Успенская церковь (середина 50-х г.г. ХХ века)  

24 февраля 1964 года райсовет Заволжского района города Калинина вызвал «для переговоров» членов церковного совета Успенской церкви. Разговаривать с ними никто не стал, а просто предложили сесть в машину и повезли в храм. Там был санитарный день, поэтому без лишних свидетелей комиссия из пяти человек заявила старосте о необходимости сдать ключи от церкви. Сказали, что договор расторгнут (но никакого документа при этом не выдали), и если в пятидневный срок помещение не будет освобождено от инвентаря – храм взорвут. События развивались стремительно. 25 февраля верующих, пришедших на службу, не пустили. Люди стояли у церковных врат и плакали. Антиминс, запасные Дары, чаши и напрестольные кресты, почитаемый Волынский образ Пресвятой Богородицы  в тот же день были перенесены в Калининскую соборную церковь «Белая Троица». 26 февраля из-за разнесшихся слухов по городу Успенскую церковь оцепили солдатами, никого не пропускали даже в ограду. Внутри уже хозяйничали комсомольцы, а снаружи на глазах у собравшихся горожан стали ломать церковное здание. Выстоявшая даже под перекрестными обстрелами осенью 1941 года, Успенская церковь была разрушена в марте 1964-го.
Казанская (Волынская) икона Божией Матери пребывала в Татьянинском приделе «Белой Троицы» вплоть до 90-х годов ХХ века. После передачи Тверской епархии Воскресенского кафедрального собора она была перенесена туда, а погожим ноябрьским днем 4 ноября 2005 года чтимый образ Небесной Заступницы общегородским крестным ходом из Воскресенского кафедрального собора вернулся как в родной дом, в построенный на тверской Волыни храм преподобного Серафима Саровского. Этот крестный ход, маршрут которого по центральным городским улицам пролегает «от берега Тьмаки до берега Соминки», стал для Твери традиционным. В 2019 году он будет уже пятнадцатым.
 
Перенесение Казанской (Волынской) иконы Богородицы в храм преподобного Серафима Саровского 4 ноября 2005 года